Социокогнитивный подход к сопровождению одаренных детей в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются возможности организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и повышения эффективности обучения с позиций влияния социального взаимодействия на когнитивную сферу ребенка.

Актуальность статьи связана с тем, что мотивация к обучению у одаренных детей, которые обладают нестандартным мышлением, может быть снижена из-за отсутствия эмоционального подкрепления от взаимодействия в социуме.

Л.В. Цаплина,
методист,
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» — Региональный модельный центр дополнительного образования детей,
Тамбов

Региональный ресурсный центр выявления и поддержки одаренных детей на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» осуществляет координацию организации и проведения олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, физкультурно-спортивных соревнований и других мероприятий для проявляющих выдающиеся способности детей, а также реализует интенсивные программы профильных смен и стажировочных площадок для педагогов Тамбовской области.

Ключевой идеей психолого-педагогического сопровождения системы выявления и поддержки одаренных детей Тамбовской области является рассмотрение психической деятельности ребенка во взаимосвязи когнитивных функций с социальной реализацией. Когнитивное обучение — это приобретение знаний посредством изучения или опыта. Под концепцией когнитивного обучения подразумевают происходящие в организме при получении новой информации процессы, начинающиеся в органах чувств, идущие через когнитивную систему и завершающиеся ответной реакцией на производимый информацией эффект. При организации процесса обучения одаренных детей должны учитываться основные закономерности восприятия, такие, как его опосредованность, целостность, избирательность, ограниченный объем и т.п. Также существуют закономерности восприятия, обусловленные возрастом учащихся. Этими закономерностями подробно занимаются исследователи когнитивной психологии развития, основанной на работах Ж. Пиаже и дальнейшем развитии его концепции.

В процессе обучения восприятие должно преодолеть те специфические особенности, которые характерны для восприятия детей и эффекты которых проявляются и у взрослых на ранней стадии построения ментальных репрезентаций в новой для них предметной области. К числу таких особенностей относятся слитность, неточность и синкретичность восприятия. Для современной когнитивной науки характерен постепенный отказ от представления о четкой границе между когнитивными и аффективными процессами. Предполагается, что эмоции также могу выполнять регулятивную функцию в процессе познания. Также много внимания уделяется индивидуальным когнитивно-аффективным различиям. К концептуальному многообразию когнитивных исследований приводит сложный характер когнитивной деятельности, который нельзя описать одной простой моделью переработки информации.

Исследования когнитивной сферы одаренных детей — сложное проблемное поле уже по причине того, что одаренный ребенок чаще всего опережает в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей: это одаренность нестандартным видением, внешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению учебного материала в нормативных рамках могут быть и не выдающимися.

Наиболее важными проблемами в работе по развитию детской одаренности являются:

  • способы выявления одаренных детей;
  • возможности развития (в том числе, в системе дополнительного образования);
  • адресная поддержка одаренных детей;
  • варианты социальной реализации.

Суть социокогнитивного подхода к сопровождению одаренных детей состоит в том, что при организации процесса обучения учитываются не только когнитивные способности, но и социальные взаимодействия, во многом обусловливающие течение когнитивных процессов. Лев Семенович Выготский был первым, кто подчеркнул важность социального контекста, в котором происходит большая часть когнитивного развития детей, а также значение исторического развития знания и понимания, являющихся совокупным достоянием всего общества. Исследования Л.С. Выготского позволили выдвинуть вопрос: «Как мы коллективно извлекаем смысл из окружающего нас мира?».

Ключевая когнитивная закономерность, которой подчинено восприятие, состоит в том, что восприятие всегда опосредованно. Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром.

Л.С. Выготский определял существование двух уровней когнитивного развития. Первый из них — актуальный уровень, определяемый возможностью самостоятельного решения различных задач. Второй — это уровень потенциального развития, определяемый показателями решения задач ребенком под руководством взрослого или в условиях сотрудничества, игры с более опытным сверстником. Дистанция между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может делать с помощью других, является зоной ближайшего развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что для достижения полного понимания когнитивного развития детей, разработки соответствующих ему программ обучения, необходимо иметь представление как об актуальном, так и о потенциальном уровнях детей.

В методических кейсах регионального ресурсного центра выявления и сопровождения одаренных детей Тамбовской области социальное сопровождение одаренных детей базируется на принципе оптимистической стратегии, которая заключается в том, что субъекты сопровождения рассматривают социализацию, адаптацию и интеграцию одаренных детей с учетом позитивного социального опыта, и при этом доминирует убеждение в его позитивном развитии. В то же время принцип социального побуждения означает вовлечение одаренных детей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Наиболее ярко формирование рефлексивной позиции и социального иммунитета обучающихся проявлялось на мероприятиях ряда образовательных проектов.

В 2017-2018 гг. Тамбовская область была включена в реализацию научно-образовательного проекта Московского физико-технического института (МФТИ) «Наука в регионы», который был организован совместно с Фондом развития Физтех-школ с целью повышения уровня знаний и интереса школьников к естественнонаучным и техническим дисциплинам. В 2018 году в рамках проекта Центром было организовано выявление и сопровождение учащихся на смены профилей химико-биологической, информатико-математической и IT направленности. В конкурсных мероприятиях по отбору на смены участвовали около 200 учащихся общеобразовательных организаций Тамбовской области.

При подготовке одаренных детей наибольшую эффективность показала модель обучения, при которой организация системы свободных, не ограниченных во времени, занятий способствует самостоятельному поиску информации и достижению прогресса в индивидуально выбранном ребенком направлении. Обучение учащихся ведется в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается и вырабатывается стратегия «индивидуальных скоростей движения», что создает эмоциональный комфорт для решения сложных задач. Таким образом, мы воздействуем на еще одну сложную систему когнитивных навыков — исполнительные процессы, совокупность различных способностей, среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения.

При такой модели обучения применима методика М. Монтессори, когда единицей учебного времени является не урок, а поставленная проблема и достигнутые результаты. Кроме того, в единстве эмоционального и интеллектуального у ребенка делается акцент на эмоциональное, что дает импульс для развития интеллектуального, творческого начала.

Подобная модель обучения реализовывается в научных обществах учащихся, деятельность которых координирует региональный центр выявления и поддержки одаренных детей. По данным мониторинга в 2018 — 2019 гг. деятельность научных обществ учащихся осуществлялась в 116 образовательных организациях региона.

В задачи научных обществ одаренных учащихся входят:

  • отбор из различных систем обучений методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и оригинальности мышления, инициативности и творчества;
  • расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в олимпиадах, творческих выставках, конкурсах;
  • создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.

Исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. основана на естественном стремлении к изучению окружающего мира.

В настоящее время в научных обществах учащихся Тамбовской области работа ведётся по 22 предметным областям естественнонаучного, гуманитарного, физико-математического направлений. Общее количество предметных обществ в 2019 году составило 1060 секций. Наибольшее количество секций создано по краеведению (90), экологии (88), биологии (86). Одним из показателей результативности деятельности научных обществ учащихся является успешное участие в конкурсах проектов и научно-исследовательских работ, олимпиадах различного уровня.

Основным психолого-педагогическим условием, обеспечивающим необходимый уровень формирования мотивационной готовности учащихся к успешному учению как основного фактора развития одаренности, является скоординированное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса для максимального использования его возможностей с учётом интеграции традиционных и инновационных методов обучения, развивающих интеллектуальные и мотивационно-личностные способности учащихся.

Список литературы:

  1. Аржакаева, Т.А., Вачков, И.В., Попова, А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И. В. Вачкова. М.: Издательство «Ось-89», 2004, 168 с.
  2. Лурия, А. Р. Современная нейропсихология. М.: Изд-во МГУ., 1982, 465 с.
  3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991, 80 с.
  4. Иванова Ю. С. Социальное партнерство как базовый принцип социального сопровождения одаренных детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Межд. научной конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016, с. 178-179.
  5. Когнитивная психология / Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. М., 2002.
  6. Никульникова В. И., Резниченко М. А. Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы // Молодой ученый, 2018, № 47., с.373-375. — https:// moluch.ru/archive/233/54051

Добавить комментарий

Войти с помощью: